Образование детей-инвалидов имеет свою специфику в силу заболеваний, которыми страдают такие дети и которые ограничивают многие их возможности. Поэтому на законодательном уровне предусмотрено особое регулирование процесса обучения несовершеннолетних инвалидов.

Образование детей-инвалидов

Условия организации обучения детей-инвалидов

В соответствии со статьей 43 Конституции каждый гражданин государства имеет право на образование. Статья 39 основного закона, в свою очередь, устанавливает, что каждому гарантируется помощь в случае, если он станет инвалидом. Из этих норм следует, что в России должны быть созданы особые условия для обучения детей-инвалидов. И действительно, такие условия предусматривает статья 19 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». В соответствии с ее положениями инвалиды бесплатно получают:

  • дошкольное образование;
  • среднее образование;
  • среднее специальное образование;
  • высшее образование.

При этом обучение детей-инвалидов в общеобразовательной школе и других учебных заведениях осуществляется с учетом особенностей их организма, вызванных заболеванием, повлекшим инвалидность. Это означает, что для таких детей разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида (в ДОУ, СОШ или других учебных заведениях). Об этом маршруте и других возможностях в области учебы родителей детей-инвалидов обязаны информировать органы социальной защиты населения, а также образовательные организации. Кроме того, он должен строго соблюдаться.

Имеющиеся программы образования

Для детей-инвалидов возможны три различных варианта обучения:

  • дистанционное;
  • обучение на дому с посещением образовательного учреждения по индивидуально разработанной программе;
  • стандартное, вместе с остальными учениками.

Рассмотрим их более подробно.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение детей-инвалидов – относительно молодое явление. Его ввели только в 2009 году. Оно имеет одно существенное ограничение: обучающийся не должен иметь противопоказаний к работе за компьютером. Обычно такой тип обучения применяют для детей, которым сложно самостоятельно передвигаться и которые не могут выйти без посторонней помощи из дома. В частности, он подходит детям, страдающим от детского церебрального паралича, иными расстройствами опорно-двигательного аппарата. Однако в последнее время таким образом готовят даже тех, кто имеет психические заболевания (если это позволяет сделать состояние несовершеннолетнего).

Суть дистанционного обучения заключается в том, что преподаватель и ученики не собираются в одном месте и не контактируют лично, как при традиционной учебе, а общаются посредством видеоконференцсвязи, установленной с помощью сети Интернет. В остальном занятие проходит точно так же, как и все остальные.

Занимаются таким типом подготовки специально созданные центры дистанционного образования. Их образуют на базе коррекционных учебных заведений или специализированных школ-интернатов. Как правило, преподают в них педагоги из этих организаций.

На дому

Обучение детей-инвалидов на дому предусматривает как посещение преподавателем ученика, так и посещение учеником образовательного учреждения.

  • Посещение преподавателем ученика. В этом случае педагог приходит к инвалиду на дом и там проводит с ним занятия.
  • Посещение учеником образовательного учреждения. Изредка обучающийся тоже посещает учебное заведение для некоторых мероприятий, которые невозможно провести на дому (например, для сдачи экзаменов или на 1 сентября).

В случае, если инвалид совсем не может передвигаться, от посещения учебного заведения его могут освободить.

После прохождения годичной программы педагогом подготавливается характеристика на ребенка-инвалида, обучающегося на дому, для руководства образовательного учреждения. В ней отражаются результаты его подготовки.

Стандартное

Что касается обучения в общем порядке, то в таком режиме учатся дети, страдающие от расстройств здоровья, которые влекут инвалидность, но, тем не менее, не препятствуют полноценной жизнедеятельности. В число таких заболеваний входит легкая умственная отсталость, сердечные недуги, а также ряд других патологий. Правда, учеников, у которых они имеются, могут освободить от некоторых занятий (например, от уроков труда и физической культуры).

Перечень льгот и компенсаций

Помимо возможности обучаться в особом порядке, инвалиды имеют ряд других льгот в области образования.

  • Государственная социальная стипендия в повышенном размере для студентов. Так, стандартная стипендия у обычного студента ВУЗа равна 3 177 рублей, а повышенная у инвалида – 10 000 рублей.
  • Преимущественное право поступления на бюджетные отделения высших и средних специальных учебных заведений.
  • Возможность обучения в платном образовательном учреждении за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципалитета. Правила предоставления этой льготы определяются региональным или местным законодательством.
  • Полное освобождение родителей детей-инвалидов от оплаты детского сада.
  • Компенсация расходов, связанных с домашним обучением (зависит от региона).

Больше узнать о том, как обучаются дети-инвалиды, можно из этого видеоролика (на примере Тюменской области):

Таким образом, в Российской Федерации для детей-инвалидов предусмотрены льготы в области образования. Так, дети, которым трудно посещать в школу, могут проходить домашнее или дистанционное обучение. Установлены для них и некоторые другие привилегии.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82